Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

postheadericon Анализ работы МБДОУ д/с № 17 за 2013 – 2014 учебный год

Содержание  образовательного процесса в Учреждении определяется  программой    воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией  М.А. Васильевой, с использованием  парциальных программ, современных методик и технологий. Воспитательный процесс строился на выборе каждым педагогом  форм и методов воспитания, обеспечивающих реализацию задач, стоящих перед педагогическим коллективом в 2013 – 2014 учебном году.

    

    В ДОУ  осуществлялся комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, физическое, интеллектуальное и личностное развитие, становление общечеловеческих ценностей, развитие творческих способностей ребенка. Взаимоотношения педагогов строились на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальным подходом.

Участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, родители, музыкальный руководитель.

Учреждение обеспечивает права и обязанности ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и действующим законодательством РФ.

        За прошедший учебный год педагогическим коллективом решались задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, использовались  здоровьесберегающие технологии во всех видах деятельности по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста и по использованию новых форм взаимодействия  с  семьями воспитанников с целью повышения качества дошкольного образования.Следует отметить, что в учреждении созданы необходимые условия для самостоятельной двигательной активности детей, продумано размещение физкультурных уголков, наличие переносного физкультурного оборудования, дидактического материала, предметно-развивающая среда безопасна, комфортна.

Систематическая и последовательная работа по физическому воспитанию повысила уровень развития двигательных навыков и умений, интерес детей к двигательной деятельности.  Вся работа по физическому воспитанию проводилась по плану физкультурно-оздоровительных мероприятий, который включал  физкультурные занятия, оздоровительно-закаливающие процедуры после сна и между режимными моментами, профилактическую оздоровительную работу и коррекцию нарушения речи. .

Образовательная область « ЗДОРОВЬЕ»

 

В результате проделанной работы  показатели уровней овладения необходимыми навыками по образовательным областям значительно повысились по сравнению с началом учебного года и  значительно повысились показатели в области «Здоровье». У детей сформированы  навыки личной гигиены, они «знают своё тело».  Большую роль в оздоровлении сыграло то, что утренний приём  детей в течение года (кроме морозных и снежных дней)  производился на свежем воздухе; также облегчённая одежда, ходьба босиком в спальне до и после сна, босохождение по траве летом, ежедневное купание детей  летом под душем, создание положительного эмоционального комфорта в группах. Имеется тенденция к повышению посещаемости: число дней, пропущенных 1 ребёнком по болезни, сократилось с  7,1 дней в 2012-2013г. до 6,8  в 2013-2014 учебном году.

Образовательная область « Художественное творчество».

 

В истекшем  учебном году воспитатели   создали слаженную систему работы  по  развитию творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности. Особое внимание   уделялось развитию творческого потенциала детей. Воспитатели, используя широкий спектр форм и методов работы с детьми, приобщали их к лучшим образцам мировой и национальной культуры, а также к различным видам художественно-творческой деятельности. Индивидуальное и совместное творчество детей,  способствовало развитию, прежде всего, творческих способностей дошкольников, умения самовыражаться в совместном творчестве, воплощать свой замысел, впечатления, переживания.

 

Работа педагогов ДОУ  по  развитию творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности     строилась на принципе интеграции, что позволило им координировать разные виды художественной деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной) на основе единого содержания. Результатом интеграции различных направлений художественно-творческой деятельности явились   выставка – ярмарка  совместных работ детей и родителей:  ко «Дню матери», выставка творческих работ детей и родителей старших групп:  к празднику « Здравствуй Осень»,  «Пасха». Также родители совместно с детьми изготавливали поделки для участия в краевом  фестивале детского творчества: « Дети земли кубанской».

Основные направления взаимодействия  педагогов МБДОУ д/с № 17 с родителями по реализации образовательной программы строились на основе методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16):

  • организация диагностической работы по изучению семьи,
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей,
  • работа по организации совместной деятельности родителей и воспитанников.

В ходе организации педагогического мониторинга нам было важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях.

Используя рекомендации  Т.Н. Дороновой «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» педагогами проводилась систематическая  работа по изучению семьи:

– осуществлялись наблюдения за детьми и их общением с родителями, какова реакция родителей на детские шалости и капризы;

– проводились  с детьми занятия по рисованию на темы: «Мой дом», «Моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки» и вместе с психологом анализировались полученные результаты;

– было проведено анкетирование родителей, что позволило получить информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребёнку; выявить трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего ребенка, пожелания и предложения.

Проанализировав анкеты,   мы увидели следующие результаты.

Родители владеют информацией о детском саде:

85% родителей,  ознакомлены с режимом дня в ДОУ.

60%  обсуждают с воспитателем вопросы дисциплины

90%  ежедневно знакомятся с меню

Далее мы попытались определить по каким проблемам воспитания родители хотели получить помощь специалистов, и каких специалистов

21% – родителей волнует, что ребёнок плохо ест

14% –  не слушается родителей, нуждаются в помощи психолога

32% – плохо разговаривают,  и родителям требуется консультация учителя – логопеда.

33% считают, что справятся сами и помощь специалистов им не требуется

На вопрос имеете ли Вы возможность присутствовать и участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду

62 % – ответили положительно

24 % – родителей не имеют такой возможности

14 % – родителей не знают

На вопрос,  какие формы с родителями вы считаете наиболее эффективными:

48 %  – совместные праздники и развлечения

22 % –  индивидуальные беседы и консультации со специалистами

28 % – родительские собрания, родительские клубы

Кому,  по вашему мнению,  принадлежит ведущая роль в воспитании детей:

50% – считает, что семье

44% – семье и детскому саду

6 % – детскому саду

Родители так же оценивали вклад детского сада в  воспитание их детей

83% – оценили высоко

11% – удовлетворительно

6 % – низко

На вопрос обеспечивает ли реализация образовательной программы ДОУ в достаточной мере   образование и развитие Вашего ребенка?

78% – ответили положительно

22% – считают, что частично

В графе пожелания  родители предлагали проводить больше мероприятий совместно с ними, некоторые хотели видеть больше открытых показов непосредственной образовательной деятельности, другие высказывались по поводу улучшения материально – технической базы ДОУ, ставился вопрос о группе продленного дня.

Во второй младшей группе воспитатели использовала  методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», провели беседу с родителями: «Наша семья и ребенок»,  наблюдали за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени.

Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребёнком  использовалась методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагал родителям написать сочинение на тему: «Мой ребёнок» или «Портрет моего ребёнка».

В старшей группе, учитывая формирующиеся  образовательные запросы родителей, педагоги,  стремились учесть их пожелания, узнать их возможности в совместном воспитании дошкольников. С этой целью были проведены беседы с  родителями, анкетирование на  темы «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств».

Воспитатели использовали методики, которые позволили увидеть проблемы семьи «глазами ребенка»: анализ детских рисунков на тему «Моя семья», диагностические игры «Семья» и другие.

В подготовительной к школе группе многие родители ориентированы на самостоятельную диагностику результатов развития ребенка и самоанализ воспитательной деятельности. Задачей педагогов было – предоставить родителям выбор материалов для самодиагностики. Это были анкеты «Какой вы воспитатель?», тесты «Какие мы родители?», «Понимаем ли мы своих детей», родительские сочинения на тему «Портрет моего ребенка».

Это дало положительные результаты: родители стали активными участниками конкурсов совместных работ с детьми по ИЗО деятельности, стали помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения.  Но   не смотря на это  работу по взаимодействию с семьями  воспитанников как условия реализации ООП необходимо продолжить в 2014 – 2015 учебном году.

 

Область “Познание”.

Умственное воспитание

Умственное воспитание в МБДОУ д/с № 17 организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием.Воспитатели в течение всего учебного года работали над задачей по развитию познавательных способностей у детей. Основываясь на возросшем интересе детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, воспитатели формировали  целенаправленность, интеллектуальные операции (синтез, анализ, умение делать выводы и умозаключения). Воспитатели овладели методами и приемами, грамотно используют их на практике во время проведения занятий. Оценив деятельность  воспитанников, можно сделать вывод о  том, что дети:

– самостоятельно применяют доступные им  способы познания (сравнивают, классифицируют, измеряют и т.д.);

– строят простые высказывания о сущности выполненного действия;

– активно включаются в коллективную игру;

– помогают сверстнику в случае необходимости;

– выбирают рациональный способ определения свойств и отношений предметов.

В старшей  и подготовительной группах создана современная и разнообразная среда по развитию познавательных способностей у детей. Воспитателями  подготовлены центры экспериментального  развития, куда вошли пособия для развития познавательных способностей детей.   Детей окружают игры и пособия, развивающие мысль и приобщающие их умственной познавательной деятельности.

Фундаментом умственного развития детей дошкольного учреждения являлось сенсорное воспитание, развитие ориентировки в окружающем мире.

У большинства  детей дошкольного учреждения сформирована целостная картина окружающего мира; появился стойкий интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (миру людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух); дети имеют представление  о макросоциальной среде, о деятельности людей, явлениях общественной жизни, о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе.

Речевое развитие детей осуществлялось в соответствии с программой, через все виды детской деятельности и специальные занятия.   В младших группах педагоги создали условия для развития связной речи. Дети научились слушать и понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, активно отвечать на простейшие вопросы, могут рассказать о новой игрушке, событии из личного опыта, участвуют в драматизации хорошо знакомых сказок. Педагоги средней и старшей  групп  научили детей активно участвовать в беседе, составлять рассказ по картине, дети этого возраста умеют описывать предмет, картину, с удовольствием участвуют в драматизации небольших сказок. Дети  подготовительной  к школе группы научились содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, активно составляют рассказы из личного опыта, о предмете, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

 Развитие основ экологической культуры у детей дошкольного возраста проблема на сегодняшний день актуальная и значимая. Планета переживает кризис в своем развитии и остро чувствует наше потребительское отношение к ее ресурсам, поэтому необходимо уже с детства формировать в ребенке эко-культуру, развивать желание бережно относиться к природе, донести до сознания детей, что все, что нас окружает,  живет и дышит и без нашей заботы просто погибнет! Поэтому грамотно организованная соответствующая среда в группах ДОУ помогла сделать работу с детьми в данном направлении интересной и результативной.

Воспитатели группы младшего возраста  развивали у своих воспитанников, несмотря на их малый возраст, чувство прекрасного, чувство заботы о животных и растениях, любовь к каждой травинке. В средней -старшей группе созданы  экологические пособия, собрано  в уголке природы разнообразие цветов, за которыми добросовестно ухаживают дети совместно с воспитателем. Воспитатели разновозрастной группы старшего возраста подобрали большое количество иллюстративного материала, который использовался в различных видах деятельности. Созданные мини – огороды оформлены эстетично, красочно с фантазией, что невольно «заставляют» детей ухаживать за ними. Исследовательская зона в каждой из этих групп представлена в виде мини – лабораторий с большим содержанием атрибутов для занятия этой деятельностью. Также на  территории ДОУ создана «Экологическая тропа». Досуги по экологическому воспитанию детей проводились  интересно и увлекательно.   

В области математических познаний педагоги сформировали у детей представление о числе, представление о преобразованиях, изменении количества, в младших группах развивали сенсорные возможности. В старшей, подготовительной   группах – логическое мышление, мышление по аналогии, предпосылки творческого, продуктивного мышления. У детей сформированы представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях предметов. Воспитанники   подготовительной к школе группы научились решать простые арифметические задачи, проявляют сообразительность в решении кроссвордов, ребусов, головоломок.

 

Нравственное воспитание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников осуществлялось в соответствии с требованиями программы каждой возрастной группы, педагоги использовали разнообразные формы: беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, прогулки, личный пример.  Дети старшего возраста  знакомились с героями Великой Отечественной войны, посещали выставки в музее семьи Степановых, смотрели ряд видеофильмов, посвященных Дню победы. В дошкольном учреждении на группах в наличии макеты, предметы быта казаков, литература, альбомы для занятий по ознакомлению с историей Кубани. В процессе нравственного воспитания у детей сформированы этические представления, навыки культурного поведения, дети стали уважительнее относится к взрослым, ответственно относятся к выполнению поручений, умеют дружно играть и трудится.

 Однако справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей умеют не все дети, многие еще не способны проявлять отзывчивость, сочувствие, доброту и заботу. Поэтому данная проблема остается актуальной и требует доработки.

Труд.

Особая роль отводилась формированию у детей  интереса  к труду взрослых, желание трудиться, воспитанию элементарных навыков трудовой деятельности, трудолюбия, ответственности при выполнении определенной работы. Дети подготовительной группы с интересом осуществляли ремонт кукольной мебели, игрушек. Почти все детинаучились заниматься хозяйственно-бытовым трудом, с удовольствием моют игрушки, стирают куклам белье, умеют трудиться рядом, вместе, сообща, дружно, принимают активное участие в благоустройстве, уборке своего игрового участка.

Однако некоторые дети старшего дошкольного возраста не умеют трудиться – это следствие недопонимания родителей важности проблемы, недооценивают возможности своего ребенка, отсутствие знаний возрастной психологии.

Чтение художественной литературы.

На протяжении учебного года педагоги знакомили детей с классическими  произведениями из золотого литературного фонда. Литературный материал подбирался педагогами таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно – творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений. Во всех возрастных группах на занятиях по литературному чтению детей знакомили с героями книг, писателями и поэтами, дети научились обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения педагоги старшей и подготовительной  групп привлекали внимание детей к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.  

Социализация. 

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника. Она имеет большое значение для развития ребенка, познания мира, развития интеллекта. Во всех  группах создана развивающая пространственно-игровая среда, имеются игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игрушки, настольно-печатные игры и т.д. Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и самостоятельную игровую деятельность. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. В творческих играх у детей возникают новые темы, связанные со знаниями полученными из окружающей жизни, чтения художественной литературы, у детей старших групп повысился интерес к взаимоотношениям людей, они научились оказывать помощь друг другу, стали более внимательными. Воспитатели 2 младшей группы использовали прием совместной игры,  в ходе которой дети научились выполнять действия по просьбе воспитателя, у некоторых детей появилось проявление чуткости. В средней группе  широко использовали прием обыгрывания ролей по детским художественным произведениям, организовывали игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками. В старшем возрасте  воспитатели  помогали детям создавать игровой образ, используя беседу, наблюдения за трудом взрослых. В старшей, подготовительной группах дети научились самостоятельно развивать игровые сюжеты, отображать профессии: журналист, телевизионная ведущая, модельер и т.п.

Художественное творчество.

В изобразительной деятельности педагоги  формировали эстетические чувства и художественный вкус. На основе художественного творчества, по принципу интеграции, воспитатели развивали детские способности. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста  осуществлялось в ходе развития любви к прекрасному, обогащения их духовного мира, развития восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщения  к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. В результате данной работы  дети младшего возраста  знают элементарные средства выразительности, пытаются передать разные виды искусства через художественный образ, проявляют интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Дети средней группы с легкостью определяют жанры,  виды искусства, имеют представления об архитектуре (детский сад, дом, школа и другие здания), проявляют активный интерес к фольклору. Дети старшего дошкольного возраста стали разбираться в произведениях декоративно-прикладного искусства, имеют представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности, принимают активное участие в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Образовательная область « Художественное творчество»

Дети хорошо рисуют, лепят, выполняют аппликации, их работы украшают интерьер детского сада и групповых комнат. В конструктивной деятельности широко использовалась игровая технология. Дети младшего дошкольного возраста с легкостью выполняют постройки по образцу, по воображению. Дети старшего дошкольного возраста научились пользоваться схемами, осуществляют свои замыслы, проявляют фантазию, творчество.  

Музыка.

В музыкальной деятельности работа музыкального руководителя

строилась на положениях  принципах программ: А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Т. Сауко «Топ, хлоп малыши», при этом использовались элементы психогимнастики, пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические движения. Большое внимание уделялось как освоению специфических умений и навыков, так и формированию музыкально-чувственного опыта, музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Как результат  этой работы можно отметить, что дети младшего возраста  научились эмоционально реагировать на музыку, овладели простыми певческими навыками, ритмично ходить и бегать под музыку,   выполнять несложные движения.

В средней группе дети умеют различать жанры музыки, петь индивидуально и коллективно, исполнять несложные элементы танцев, двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой, темпом. Дети старшей и подготовительной группы в полной мере овладели навыками пения,  дети знают  композиторов,   различают народное творчество,  исполняют кубанские песни.

В деле совершенствования методической работы с целью повышения профессионализма и качества педагогической работы проводились мастер класс, деловые игры, дискуссии, открытые просмотры, консультации опережающего характера.            В течение года функционировал методический уголок для  педагогов ДОУ,  в котором предлагалась информация по аттестации,  план методической работы на месяц, участие в различных мероприятиях, памятки и рекомендации.  Оформлялась выставка новинок методической литературы, велась картотека журналов и книг. Педагоги в течение всего учебного года  принимали активное  участие в конкурсах.

 

Весь год педагоги встречались  на «педагогическом часе», где им предоставлялась  возможность обменяться практическими знаниями и умениями, обсудить волнующие вопросы, овладеть коммуникативными навыками, обобщить знания по задачам года. Все эти мероприятия проводились в интересной увлекательной форме, иногда в неформальной обстановке «за чашкой чая». Проведенные мероприятия способствовали повышению педагогического мастерства, профессионального уровня воспитателей, внедрению новых педагогических технологий в работу с детьми; заинтересованному отношению к методическим мероприятиям, расширению кругозора и повышению интеллектуального уровня каждого педагога.

Однако, на ряду с положительным, в работе  педагогического коллектива имеются следующие недостатки:

– Уровень физкультурно – оздоровительной работы намного вырос за последние 4 года.  Динамика развития подтверждается и результатами диагностики, но коррекционная работа находится  в стадии стабильности и требует динамики развития, так как остается большой процент детей с нарушениями осанки, плоскостопия и ЧБД.

– В системе работы по физическому воспитанию детей недостаточно использовались инновационные  программы и технологии. Не в полной мере велась работа по формированию навыков безопасности жизнедеятельности.

– Отсутствовала система взаимодействия разностороннего формирования основ в духовно – нравственном и  патриотическом воспитании детей.  Поэтому данная проблема остается актуальной и требует доработки.

Требует более пристального внимания работа по патриотическому воспитанию дошкольников. В ДОУ отсутствовала система работы в данном направлении, в результате чего не все дети   проявляют интерес к историческому прошлому своего народа, не знают, кем были их бабушки, дедушки, у них недостаточно представлений о жизни казаков на Кубани.