Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

postheadericon «Детские неврозы»

Доклад для воспитателей

     Существует крылатое выражение, что физиология – душа медицины. Она вскрывает истинные механизмы различных заболеваний, в том числе и невротических  растройств.

     Общие патофизиологические механизмы и причины возникновения неврозов, согласно учению И.П. Павлова, заключаются в срыве ВНД, наступающем вследствие перенапряжения процессов возбуждения и торможения.

     К перенапряжению силы процесса раздражения приводят тяжёлые переживания, жизненные неудачи, частые огорчения, опасения, болезнь, смерть близких, длительная работа при неправильном режиме и ряд других моментов.

     Перенапряжения силы тормозного процесса возникает при необходимости постоянно и чрезмерно сдерживать себя, стремится не проявлять своих мыслей, желаний и чувств.

     Неврозы – функциональные расстройства высшей нервной деятельности, обусловленные, конфликтными психическими переживаниями. Обычно они связаны с трудно разрешимыми личными, семейными конфликтами, которые затрагиают особо значимые для человека отношения и духовные ценности. При неврозах не нарушается анатомическая целостность ни ЦНС, ни внутренних органов, а имеют место их функциональные растройства. Могут влиять гармональные нарушения.

     В зависимости от характера причин дополнительных неблагоприятных факторов, а также от особенностей высшей нервной деятельности заболевшего невроз  может принимать различные клинические формы (3).

  1. Неврастения («Нерваная слабость») – самая частая форма невроза, при которой на первый план выступают признаки «раздражительной слабости». Отмечается повышенная раздражительность, легкая возбудимость, несдержанность, быстрая утомляемость, слезливость. Часто появляется чувство усталости, отсутствует физическая и душевная бодрость. Неврастения возникает в результате острого и длительного нервного переживания при психическом или физическом истощении. Чаще всего она встречается у людей со слабой и неуравновешенной нервной системой.
  2. Истерический невроз (Истерия). Чаще у лиц со слабой НС, у которых отмечается ярко выраженное образное мышление, повышенная эмоциональность, впечатлительность. Для истерии характерны быстрые колебания настроения, склонность к бурным эмоциональным проявлениям в виде приступов смеха и рыданий, своеобразные двигательные, речевые и чувствительные расстройства. Повышенная впечатлительность и эмоциональность, эгоцентризм, выраженная внушаемость и склонность к самовнушению составляет основу истерического невроза. Поэтому лица с истерией любят фантазировать, привлекать к себе внимание и вызывать сочувствие. В ответ на психологические трудности у больных могут возникать различные функциональные растройства: глухота, немота, слепота, судороги, пароличи, припадки, рвота, задержка стула и мочи и др. для излечения истерии большое значение имеет вера больного в метод лечения и умелое применение внушения.
  3. Невроз навязчивых состояний – третья основная форма невроза. Основными симптомами являются навязчивые состояния
  • Навязчивые представления;
  • Навязчивые идеи;
  • Навязчивые впечатления и желания.

Все они имеют общий признак – больной сознаёт нелепость своих действий и состояний, борется с ними, но преодолеть их не может.

 Навязчивые идеи могут выражаться в виде сомнений («Не осталась ли дверь незакрытой?», «Выключила ли я воду?») Навязчивые страхи (Фобии) разнообразны: боязнь покраснеть эрейтрофобия; боязнь высоты и открытого пространства – агофобия, или наоборот, замкнутого пространства – клаустрофобия; боязнь загрязнени, страх одиночества или толпы; страх близких, боязнь сойти с ума, страх смерти и др.. Поведение больных принимает соответствующий характер.

 Навязчивые действия чаще всего проявляются в стремлении  без всякой необходимости пересчитывать попадающиеся в поле зрения предметы, окна прохожих. Встречаются также навязчивые движения: больной ощупает глаза, губы, шмогает носом, облизывается, вытягивает шею, будто ему что-то мешает. Сюда же относятся и некоторые тики-короткие, стереотипно повторяющиеся гримасы, подмигивание, пощелкивание языком. Навязчивые тики обычно имеют благоприятный прогноз. Проявляясь в дошкольном или младшем школьном возрасте, они как правило, затихают к концу пубертатного периода.

     В чистом виде формы невроза встречаются редко, чаще различные признаки нескольких форм невроза.

     Во многих случаях корни их уходят в детство, в ошибки воспитания. Неправильное воспитание и другие причины, которые влияют на дальнейшее развитие характера ребёнка, приводит к патологическому развитию личности.

    Тепличное условия воспитания приводит к тому, что незначительные жизненные затруднения вызывают у детей растерянность, нерешительность, сомнение в принятом решении. Появляется тревожная мнительность, повышенная фиксация внимания на своём здоровье, незначительной жизненной ситуации, благополучие своих близких, эгоцентризм, инфантильность.

     При суровом деспотичном воспитании ребёнок растёт запуганным, боязливым,развивается представление о своей малоценности, никчемности. Возникают покорность, беспринципность, угодничество, сомнения в правельности своих решений, поступков, неуверенность. С другой стороны: упрямство, озлобленность, жестокость.

     Существуют общие черты характера, которые сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют его появлению.

    Эмоциональность. Дети характеризуются, как жалостиевые; сострадающие и эмоционально чувствительные. В них нет «сухости», излишнего рационализма и практицизма. Они всё близко «воспринимают к сердцу». Это соэдаёт повышенную чувствительность на всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будб то ранняя разлука с матерью, недостаток любви или трудность общегния со сверстниками.

     Впечатлительность.  Способстует запоминанию неприятных событий, фиксации на них. Ребёнок долго помнит обиду, оскарбление, страх; он возвращается своими воспоминаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

     Импрессивность. Склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. В более широком смысле импрессивность одним из проявлений несколько замедленного раскрытия потенциала психического развития. Тогда нужно время, чтобы ребёнок стал таким, как все.

     Склонность к беспокойству,которая обусловлена следующими причинами:

  • Повышенной эмоциональной чувствительностью;
  • Потрясениями и испугами,заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги со стороны родителей;
  • Неразрешимостью жизненно важной для ребёнка ситуации;
  • Блокированием его жизненных потребностей, интересов и влечений;
  • Неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди людей;
  • Отсутствие внутреннего единства, неуверенностью в своих силах, нерешительностью;
  • Заострением чувства совестливости, переживанием случившегося.

Беззащитность или незащищённость. Проявляется главным образом

в общении со сверстниками, когда ребёнок не может защитить себя, ответить на оскарбление. Он теряется не находит нужных слов, молчит и плачет, горько переживает унижение и обиду. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать решения. Эти дети плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, поскольку они могут причинить её другому.

     Все эти проявления подчеркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами.

     Одна из главных задач психотерапии неврозов – своевременное установление настоящей причины заболевания, её устранение или смягчение, что невсегда легко.

     При лечение неврозов необходимо пересмотреть жизненные ориентиры, ценности, готовность всех членов семьи измениться в лучшую сторону для скорейшего выздоровления больного, особенно ребёнка.

Афоризмы

  1. Если мы будем постоянно носиться с нашими горестями, они раздавят нас.
  2. Если и потерпишь поражение, жизнь на этом не кончается. Жизнь свою человек способен начать снова не раз.
  3. Депрессия даначеловеку для того, чтобы он мог подумать о себе.
  4. Когда человек в тоске, не предлагай ему взять себя в руки, а вочхищайся его выдержкой.
  5. Отличай психологический конфликт от делового. 1-й идёт до взаимного уничтожения, 2-й сближает.
  6. Если живёшь с ненавестью в душе –  найдёшь, кого не навидишь.
  7. Старайся быть, а не казаться.
  8. Не желай вечной любви,  желай, чтобы тебя любили сегодня.
  9. Если помнишь, что простил, значит, не простил, если осознаёшь, что верен, значит, не верен, если знаешь, что забыл, значит не забыл.
  10. Будь искренним, и будешь привлекательным.
  11. Каждый человек счастлив на столько, насколько считает себя счастливым.
  12. Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.
  13. Плох то, кто плохо к себе относится.
  14. Гордость уносит в прошлое и мешает думать о настоящем.
  15. Счастье – вещь тяжелая, которая может и раздавить слабого.
  16. Плохо переносит одиночество тот, кто противен сам себе.
  17. Намечай большое, но довольствуйся и малым.
  18. Богат не тот у кого много, а тот кому достаточно.
  19. Не старайся избавится от неудач, лучше разбавь их успехами.
  20. Если не понял портнера, не торопись огорчаться, может быть глупец вовсе не ты.
  21. Лучше сделать маленькое дело, чем подавать большие надежды.
  22. Хочешь изменить судьбу – измени себя.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть ЧаВо