«Детские неврозы»
Доклад для воспитателей
Существует крылатое выражение, что физиология – душа медицины. Она вскрывает истинные механизмы различных заболеваний, в том числе и невротических растройств.
Общие патофизиологические механизмы и причины возникновения неврозов, согласно учению И.П. Павлова, заключаются в срыве ВНД, наступающем вследствие перенапряжения процессов возбуждения и торможения.
К перенапряжению силы процесса раздражения приводят тяжёлые переживания, жизненные неудачи, частые огорчения, опасения, болезнь, смерть близких, длительная работа при неправильном режиме и ряд других моментов.
Перенапряжения силы тормозного процесса возникает при необходимости постоянно и чрезмерно сдерживать себя, стремится не проявлять своих мыслей, желаний и чувств.
Неврозы – функциональные расстройства высшей нервной деятельности, обусловленные, конфликтными психическими переживаниями. Обычно они связаны с трудно разрешимыми личными, семейными конфликтами, которые затрагиают особо значимые для человека отношения и духовные ценности. При неврозах не нарушается анатомическая целостность ни ЦНС, ни внутренних органов, а имеют место их функциональные растройства. Могут влиять гармональные нарушения.
В зависимости от характера причин дополнительных неблагоприятных факторов, а также от особенностей высшей нервной деятельности заболевшего невроз может принимать различные клинические формы (3).
- Неврастения («Нерваная слабость») – самая частая форма невроза, при которой на первый план выступают признаки «раздражительной слабости». Отмечается повышенная раздражительность, легкая возбудимость, несдержанность, быстрая утомляемость, слезливость. Часто появляется чувство усталости, отсутствует физическая и душевная бодрость. Неврастения возникает в результате острого и длительного нервного переживания при психическом или физическом истощении. Чаще всего она встречается у людей со слабой и неуравновешенной нервной системой.
- Истерический невроз (Истерия). Чаще у лиц со слабой НС, у которых отмечается ярко выраженное образное мышление, повышенная эмоциональность, впечатлительность. Для истерии характерны быстрые колебания настроения, склонность к бурным эмоциональным проявлениям в виде приступов смеха и рыданий, своеобразные двигательные, речевые и чувствительные расстройства. Повышенная впечатлительность и эмоциональность, эгоцентризм, выраженная внушаемость и склонность к самовнушению составляет основу истерического невроза. Поэтому лица с истерией любят фантазировать, привлекать к себе внимание и вызывать сочувствие. В ответ на психологические трудности у больных могут возникать различные функциональные растройства: глухота, немота, слепота, судороги, пароличи, припадки, рвота, задержка стула и мочи и др. для излечения истерии большое значение имеет вера больного в метод лечения и умелое применение внушения.
- Невроз навязчивых состояний – третья основная форма невроза. Основными симптомами являются навязчивые состояния
- Навязчивые представления;
- Навязчивые идеи;
- Навязчивые впечатления и желания.
Все они имеют общий признак – больной сознаёт нелепость своих действий и состояний, борется с ними, но преодолеть их не может.
Навязчивые идеи могут выражаться в виде сомнений («Не осталась ли дверь незакрытой?», «Выключила ли я воду?») Навязчивые страхи (Фобии) разнообразны: боязнь покраснеть эрейтрофобия; боязнь высоты и открытого пространства – агофобия, или наоборот, замкнутого пространства – клаустрофобия; боязнь загрязнени, страх одиночества или толпы; страх близких, боязнь сойти с ума, страх смерти и др.. Поведение больных принимает соответствующий характер.
Навязчивые действия чаще всего проявляются в стремлении без всякой необходимости пересчитывать попадающиеся в поле зрения предметы, окна прохожих. Встречаются также навязчивые движения: больной ощупает глаза, губы, шмогает носом, облизывается, вытягивает шею, будто ему что-то мешает. Сюда же относятся и некоторые тики-короткие, стереотипно повторяющиеся гримасы, подмигивание, пощелкивание языком. Навязчивые тики обычно имеют благоприятный прогноз. Проявляясь в дошкольном или младшем школьном возрасте, они как правило, затихают к концу пубертатного периода.
В чистом виде формы невроза встречаются редко, чаще различные признаки нескольких форм невроза.
Во многих случаях корни их уходят в детство, в ошибки воспитания. Неправильное воспитание и другие причины, которые влияют на дальнейшее развитие характера ребёнка, приводит к патологическому развитию личности.
Тепличное условия воспитания приводит к тому, что незначительные жизненные затруднения вызывают у детей растерянность, нерешительность, сомнение в принятом решении. Появляется тревожная мнительность, повышенная фиксация внимания на своём здоровье, незначительной жизненной ситуации, благополучие своих близких, эгоцентризм, инфантильность.
При суровом деспотичном воспитании ребёнок растёт запуганным, боязливым,развивается представление о своей малоценности, никчемности. Возникают покорность, беспринципность, угодничество, сомнения в правельности своих решений, поступков, неуверенность. С другой стороны: упрямство, озлобленность, жестокость.
Существуют общие черты характера, которые сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют его появлению.
Эмоциональность. Дети характеризуются, как жалостиевые; сострадающие и эмоционально чувствительные. В них нет «сухости», излишнего рационализма и практицизма. Они всё близко «воспринимают к сердцу». Это соэдаёт повышенную чувствительность на всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будб то ранняя разлука с матерью, недостаток любви или трудность общегния со сверстниками.
Впечатлительность. Способстует запоминанию неприятных событий, фиксации на них. Ребёнок долго помнит обиду, оскарбление, страх; он возвращается своими воспоминаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Импрессивность. Склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. В более широком смысле импрессивность одним из проявлений несколько замедленного раскрытия потенциала психического развития. Тогда нужно время, чтобы ребёнок стал таким, как все.
Склонность к беспокойству,которая обусловлена следующими причинами:
- Повышенной эмоциональной чувствительностью;
- Потрясениями и испугами,заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги со стороны родителей;
- Неразрешимостью жизненно важной для ребёнка ситуации;
- Блокированием его жизненных потребностей, интересов и влечений;
- Неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди людей;
- Отсутствие внутреннего единства, неуверенностью в своих силах, нерешительностью;
- Заострением чувства совестливости, переживанием случившегося.
Беззащитность или незащищённость. Проявляется главным образом
в общении со сверстниками, когда ребёнок не может защитить себя, ответить на оскарбление. Он теряется не находит нужных слов, молчит и плачет, горько переживает унижение и обиду. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать решения. Эти дети плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, поскольку они могут причинить её другому.
Все эти проявления подчеркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами.
Одна из главных задач психотерапии неврозов – своевременное установление настоящей причины заболевания, её устранение или смягчение, что невсегда легко.
При лечение неврозов необходимо пересмотреть жизненные ориентиры, ценности, готовность всех членов семьи измениться в лучшую сторону для скорейшего выздоровления больного, особенно ребёнка.
Афоризмы
- Если мы будем постоянно носиться с нашими горестями, они раздавят нас.
- Если и потерпишь поражение, жизнь на этом не кончается. Жизнь свою человек способен начать снова не раз.
- Депрессия даначеловеку для того, чтобы он мог подумать о себе.
- Когда человек в тоске, не предлагай ему взять себя в руки, а вочхищайся его выдержкой.
- Отличай психологический конфликт от делового. 1-й идёт до взаимного уничтожения, 2-й сближает.
- Если живёшь с ненавестью в душе – найдёшь, кого не навидишь.
- Старайся быть, а не казаться.
- Не желай вечной любви, желай, чтобы тебя любили сегодня.
- Если помнишь, что простил, значит, не простил, если осознаёшь, что верен, значит, не верен, если знаешь, что забыл, значит не забыл.
- Будь искренним, и будешь привлекательным.
- Каждый человек счастлив на столько, насколько считает себя счастливым.
- Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.
- Плох то, кто плохо к себе относится.
- Гордость уносит в прошлое и мешает думать о настоящем.
- Счастье – вещь тяжелая, которая может и раздавить слабого.
- Плохо переносит одиночество тот, кто противен сам себе.
- Намечай большое, но довольствуйся и малым.
- Богат не тот у кого много, а тот кому достаточно.
- Не старайся избавится от неудач, лучше разбавь их успехами.
- Если не понял портнера, не торопись огорчаться, может быть глупец вовсе не ты.
- Лучше сделать маленькое дело, чем подавать большие надежды.
- Хочешь изменить судьбу – измени себя.