Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

postheadericon «Значение голосовых упражнений в музыкальном развитии ребенка»

Беседа с родителями

        Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за здоровье новорожденного.

  

       С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, частушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, призывая к тишине, забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи.

 

Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего стремления сформировать у детей навыки «хорошего поведения», является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

       Именно на речевом этапе удобно работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания. Ведь прежде чем высоко и выразительно говорить.

Применяемый разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им. Игры с голосом помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

 А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, – это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.

 

Предложенные вашему вниманию стихотворения-игры являются интонационно-фонетическими упражнениями, в основе которых лежит фонопедический метод В.В.Емельянова. Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеобразовательную и профилактическую функцию.

Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание  воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.

Комплекс дыхательной гимнастики

Упражнение НАСОС

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:

  • медленно – «большой насос»;
  • резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)

Упражнение НЮХАЕМ ЦВЕТОК

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)

 

Упражнение ГРЕЕМ РУКИ

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

 

Упражнение РЕМЕШОК

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.

 

Упражнение МЯЧИКИ

Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.

 

Упражнение ЗМЕЯ

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.

 

Упражнение СВЕЧИ

Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

 

Упражнение ПУТЕШЕСТВИЕ КИСЛОРОДИКА

  1. Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
  2. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
  3. Вдох носом – выдох ртом.
  4. Вдох через рот – выдох через нос

 

Упражнение ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ

Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.

Артикуляционная гимнастика

Взрослому необходимо отслеживать правильно открытый рот, свободно опускающуюся челюсть, активные губы и язык, четко артикулирующие звук. Педагог сам активно участвует в показе упражнений, которые проводятся не менее четырех раз в разном темпе по схеме: язык – губы –челюсти. Исполнение упражнений обязательно контролируются зеркалом.

 

Массаж мышц лица и шеи

Массаж способствует разогреву мышц для пения. Все движения выполняются пальцами рук сверху вниз по четыре раза в одном темпе в последовательности: лоб скулы – гортань.

 

Интонационно-фонетические упражнения

Для развития голоса все приемы строятся в следующей последовательности:

  1. атака гласных звуков (А‑О‑У‑Э‑Ы‑И), согласных (шипящие, сонорные, глухие);
  2. пение в разных регистрах (фальцетный, грудной-шумовой, свистковый);
  3. преодоление межрегистрового порога (ведение звука вниз-вверх).

Начинать разучивать каждый последующий прием можно только после хорошо освоенного предыдущего и в медленном темпе, объясняя при этом ребенку механизм вокально-речевого действия.

 

Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Для того чтобы ребенок контролировал собственное пение, мог развивать певческие способности и силу голоса, можно
предложить ему издавать звуки неречевого характера, спонтанно организуемые во времени и по высоте: «Крик чаек»,
«Крик радости в считалке», визг, «Огни самолета».

 

Вокализы

Пение простых мотивов и песенок со словами и без слов развивает голос в физиологическом и эстетическом отношении. Пример — сказка ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА.

Сказка ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА

Сказка разделяется на несколько частей. Каждая часть представляет собой игровой текст упражнения и само упражнение.

1 Жили-были дед и баба
В деревушке у реки

Упражнение УЛЫБКА-ОБИДА: поочередно выполнять улыбку, растягивая губы, и выворачивать нижнюю губу как можно ниже к подбородку (повторить 8 раз)

2 И любили очень-очень
На сметане колобки

Упражнение УЛЫБКА-ПОЦЕЛУЙЧИК: поочередно выполнять улыбку с обнаженными зубами и вытягивание губ трубочкой с характерным звуком поцелуя (повторить 8 раз)

3 Бабка тесто замесила,
Колобка испечь решила

Упражнение МЕСИМ ТЕСТО: руками выполняем опору на брюшной пресс, делаем долгий выдох со звуком «Ш» (повторить 8 раз).

4 Ну а бабушкина внучка
Колобка катала в ручках

Упражнение ДУЕМ НА ЛАДОШКИ: выполнить резкий короткий выдох со звуком «Ш», поочередно поворачивая голову вправо и влево.

5 Получился колобок –
Круглый и румяный бок

Упражнение КТО БОЛЬШЕ: набрать воздух ртом так, чтобы живот округлился, затем сделать резкий выдох через рот (повторить 8 раз).

6 Побежал колобок
Через поле и лесок

Упражнение БЕГ ПАЛЬЧИКОВ: выполнить массаж по шее и лицу кончиками пальцев так, чтобы лицо «загорелось».

7 А дорога ровная,
А дорога долгая

Упражнение ДОРОЖКА: погладить лицо и шею сверху вниз ладонями (чередовать 4 раза).

8 Подбежала Лиса,
Проглотила колобка

Упражнение ЗАМОК: вращение языком за сомкнутыми губами.

9 Лиса разглядывает колобка

Упражнение ЯЗЫЧОК: высунуть кончик языка как можно дальше и покачать кончиком языка (повторить 4 раза).

10 Лиса пробует, какой вкусный колобок

Упражнение КУСАЕМ ЯЗЫЧОК: покусывание кончика язычка, покусывание всего языка от кончика до задней стенки (повторить 4 раза).

11 Вкусный колобок!

Упражнение ГЛАДИМ ЯЗЫЧОК: поглаживание языка верхней губой (повторить 4 раза). Вращение языком по верхней и нижней губам снаружи – облизываемся.

12 Лиса не стала есть колобка,
стала песенки слушать.
Открывает колобок рот,
Очень чистенько поет

Упражнение СКАЗКА: петь гласные на одном звуке: А-о-у-ы-и-ё.

13 Укатился колобок от лисы

Упражнение ЛЕСЕНКА: спеть разными приемами staccato и legato, glissando, на разных гласных или на слогах «ля», «лё» постепенное движение мелодии вверх и вниз.

14 Колобок повстречал кисок.
Колобок повстречал собачек

Упражнение БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ: спеть звукоподражания на высоком и низком звуке. Руками показать «царапки» вверху и внизу.

15 Стал колобок считать друзей:
«Раз-два-три-четыре-пять- шесть-семь-восемь-девять-десять-А!»

Упражнение СЧИТАЛОЧКА: спеть с тихого низкого звучания до максимально громкого и высокого, в конце крикнуть: «А!».

 

      В песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами коммуникации (так «говорят» младенцы, и, возможно, объяснялись наши древние предки). Эти звуки даны человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны. Предлагаемые игры в звуки развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык восприятия и воспроизведения звуков разного диапазона, развивают механизмы голосообразования,  фонематический слух, способствуют координации слуха и голоса.

 

 

Рекомендации  взрослым.

  • Перепишите и изучите «Музыкальные складушки».
  • Прочитайте своему ребенку веселые стишки.
  • Побуждайте своего ребенка к произношению повторяющихся интонаций.
  • Добивайтесь от ребенка правильного звукоподражания.

 

      Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения!

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть ЧаВо